
С развитием безналичных расчетов покупатели все чаще сталкиваются с ситуациями, когда магазины отказываются принимать банковские карты. В некоторых случаях причины бывают объективными, но зачастую за этим стоят умышленные действия продавцов, направленные на минимизацию издержек или уход от налогов. О возможных схемах и законных способах защиты прав потребителей рассказал исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Павел Шуст.
Среди распространенных причин отказа от приема безналичных платежей:
Желание получить наличные средства. Это может быть необходимо для расчетов с поставщиками, ведения неофициальной бухгалтерии или выплаты "серых" зарплат.
Высокая стоимость эквайринга. За проведение операций по картам банки взимают комиссию, что снижает доход магазина.
Избежание налогового контроля. Наличные позволяют скрыть реальные объемы выручки.
В этих целях некоторые торговые точки прибегают к уловкам: объявляют, что терминал неисправен, или устанавливают наценку при оплате картой.
Закон запрещает изменять цену товара в зависимости от способа оплаты. Если покупателю сообщают, что товар стоит дороже при безналичном расчете, это является нарушением законодательства о защите прав потребителей. В этом случае можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. За подобное нарушение компаниям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей.
В то же время скидки при определенном способе оплаты (например, за безналичный расчет) законом не запрещены. Такая практика может быть оправдана, если бизнес стремится уменьшить работу с наличными. Однако скидки за оплату наличными могут вызвать вопросы у налоговых органов, так как это может свидетельствовать о попытке уклонения от налогов.
Если в магазине заявляют, что терминал не работает, стоит попросить его предъявить и попробовать провести оплату еще раз. Иногда подобные "неполадки" устраняются сразу после настойчивого запроса. Также можно связаться с банком, установившим терминал, и сообщить о проблеме — финансовым учреждениям невыгодно терять клиентов, и они могут воздействовать на торговую точку.
Если магазин систематически уклоняется от приема карт, потребитель имеет право выбрать другой объект торговли и сообщить о нарушении в надзорные органы.